Выбор грузовика в аренду. Рекомендации по аренде грузового автомобиля.
Торговля и транспорт - они неразрывно связаны друг с другом. Ниже мы привели рекомендации начинающим бизнесменам по транспортному обеспечению торговли. Допустим, вы начали свое дело, арендовав торговую точку. Поначалу транспорт для вас - дело десятое. Но вот вы немножко раскрутились, и дело пошло веселей. Возросшие объемы продаж потребовали более интенсивного снабжения. Каким путем пойти? Купить и содержать грузовой автомобиль не каждый решится, особенно когда дело только наладилось. Остается одно - аренда грузового автомобиля с водителем.
Расценки на услуги заказа и аренды транспорта сильно зависят от региона - там, где уровень жизни выше и товар раскупается хорошо, они высоки, и наоборот, где объемы продаж невелики, а работа дефицитная, грузовые перевозки обходятся гораздо дешевле. Какой грузовой автомобиль арендовать? Марку, модель, тип кузова вы можете выбрать сами, купив газету объявлений. Первой ступенькой перевозки грузов после легковых автомобилей будет "каблучок" - ИЖ-2715. Тот, кто до этого грузил упаковки товара в личную "четверку" или "сорок первый", сразу почувствует основное преимущество грузовика, пусть и сделанного на легковой базе, - возможность принимать, подавать и укладывать груз, стоя в машине. Арендовать "каблучок" целесообразно при небольших объемах грузовых перевозок (до 400 кг груза за один рейс) и когда маневренность при подаче на погрузку или разгрузку имеет решающее значение.
В иных случаях разумнее заказать грузовой автомобиль покрупнее - почасовой тариф почти такой же. Микроавтобус РАФ (0,9 т) удобен тем, что юридически не относится к грузовикам и может свободно ездить там, где их движение запрещено. Правда, в некоторых областях ГИБДД в порядке местной инициативы запрещает перевозку грузов на "рафиках" и даже устанавливает предельно допустимый габарит перевозимых вещей.
"Уазик" (0,8 т) - пока самый массовый у нас малотоннажный грузовик, хорошо переносит перегрузку, но, если не брать в расчет проходимость, во многом уступает грузовым одноклассникам ("Газели", иномаркам), поэтому интенсивно ими вытесняется.
В "Газели" (1,5 т) по сравнению с УАЗом тихо, мягко, тепло и удобно. Кроме того, по ряду конструктивных причин (компоновка кабины, ширина колеи, колеса, тормоза) ездить на ней гораздо безопасней. Звание "коммерческого грузовика № 1 в России" и соответствующая ему популярность "Газели" среди предпринимателей способствуют удержанию самых высоких расценок на ее аренду в данном классе грузовиков. Если на автомобиль установлен запирающийся кузов-фургон, аренда Газели обойдется еще дороже, что не всегда оправданно. (И закрытый на замок кузов тоже нельзя оставлять без присмотра, если в нем дорогой товар.)
Иномарка, например, распространенный у нас "Форд-Транзит" или "Фольксваген-Транспортер", вам наверняка понравится, тем более что стоимость ее аренды может оказаться даже ниже, чем "Газели". (Цену определяет спрос - мало кто будет заказывать грузовой "Форд", а что такое "Газель", знают все.) Более крупную технику (ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ) начинающие коммерсанты нередко обходят своим вниманием, полагая, что с их объемами грузовых перевозок ее использовать невыгодно. И напрасно - ведь аренда ЗИЛ-4314 обойдется не дороже, чем аренда "Газели", а аренда ГАЗ-3307 - даже дешевле. Важное преимущество больших грузовиков - стандартная погрузочная высота. И вот почему.
Большинство фирм оптовой торговли арендуют склады, терминалы, построенные задолго до появления развозных грузовиков типа "Газели" с ее погрузочной высотой 1000 мм. Высота погрузочных эстакад на таких объектах - обычно в пределах 1350-1450 мм, то есть рассчитана на крупно- и среднетоннажные грузовики. Поэтому, если вы берете товар именно с такого склада, имеет смысл заказать в аренду ГАЗ (4 т) или ЗИЛ (6 т), даже если вам надо вывезти всего тонну-полторы груза.
Дело в том, что в оптовой торговле товарной единицей служит так называемая палета - штабель коробок, стянутый пластиковой лентой и стоящий на стандартном европоддоне. Палету легко и быстро перемещают по территории склада с помощью авто- и электрокаров (или просто гидротележек), которые заезжают прямо в грузовой автомобиль по листу металла, уложенному на стык кузова и эстакады. Загрузить две палеты по 700-1000 кг в большой грузовик - дело двух минут. Чтобы этот же товар погрузить в арендованную "Газель", приходится ставить палеты на край эстакады, разрезать ленту и вручную укладывать коробки в кузов.
"Каблучок" или "рафик" здесь загружать еще труднее - приходится каждую коробку ставить на край эстакады, а затем снимать вниз и носить в машину. Еще один нюанс. Если ваше предприятие имеет несколько торговых точек или вы занимаетесь торговлей с доставкой, решающим параметром при выборе аренды грузового автомобиля для вас может оказаться площадь ее кузова. Товар нескольких наименований, зачастую в совершенно одинаковых коробках, должен быть так распределен по всей поверхности кузова, чтобы, разгружаясь в каждой точке, можно было, идя по кузову, быстро набирать нужный ассортимент. Поэтому приходится заказывать "Газель" вместо "каблука", нагружая в нее килограммов триста, или арендовать ГАЗ-3307 вместо "Газели", когда надо везти тонну.
Перечисленные рекомендации по выбору грузового автомобиля в аренду придется несколько скорректировать, если условия перевозки усложняются (распутица в межсезонье, сильный мороз или, наоборот, жара). Например, застрявший грузовик бесполезно пытаться вытолкнуть вручную - заменить мощный тягач может разве что взвод солдат. Высокое расположение центра тяжести фургона нередко способствует внезапной разгрузке одного из ведущих колес (например, при попадании другого колеса в яму на скользкой дороге) и его пробуксовке. Жесткие "грузовые" шины с давлением 4-7 атмосфер и крупными гладкими шашками протектора беспомощны на обледенелой дороге, особенно с поперечным уклоном, - машина просто сползает в кювет там, где легковушки проходят без всяких затруднений. Наконец, вы вряд ли решитесь оставить на ночь в чистом поле застрявший грузовик, в котором товару на десятки миллионов рублей, даже если бензин на исходе, а мороз крепчает...
Вот почему, арендуя грузовик, сразу предупредите водителя о предстоящих трудных участках дорог. В противном случае возможны конфликтные ситуации, когда, например, водитель взятой в аренду "Газели" наотрез откажется съезжать с асфальта, даже если до места разгрузки осталась сотня-другая метров. И будет прав, поскольку эта машина абсолютно не способна двигаться по мягкому грунту и застревает буквально на ровном месте, где свободно проходят "Жигули". Избежать приключений можно, заказав в аренду полноприводный грузовик.
Такие машины обычно не используют для коммерческих грузовых перевозок, разве что в областях, где дороги, как правило, без покрытия. Прожорливые и сложные в ремонте, они - редкость на предприятиях, где считают свои деньги. Другое дело - частные извозчики на списанных армейских машинах. Коммерсанты не особенно балуют их заказами (ведь ездит такая техника медленно, а в кабине шумно и тряско), поэтому аренда, например, наиболее массового из полноприводных грузовиков - ГАЗ-66 обойдется дешевле, чем аренда "Газели", несмотря на то, что расход топлива у него вдвое больше. Водителю все равно выгодно - сама машина была куплена так дешево, что окупила себя уже за первые два месяца работы. Если грузоподъемности ГАЗ-66 (2 т) вам маловато, то можно арендовать грузовик покрупнее: ЗИЛ-131 (3,75 т); "Урал-4320" (5 т); КамАЗ-43101 (6 т); КрАЗ-260 (9,5 т) (приведена грузоподъемность при движении по грунту). Обратите внимание - в перечне отсутствуют модификации "Газели" с колесной формулой 4х4, распространенная у нас чешская "Татра" (6х6) и вездесущие УАЗы. Несмотря на полный привод, эти машины ненамного превосходят по проходимости свои заднеприводные аналоги, отличаясь от них только уверенной ездой по обледенелым, заснеженным дорогам, плотному песку и слегка размытой поверхности грунтовых дорог.
Выбирая модель грузовика, надо учитывать, что не любой из них выдерживает жесткие погодные условия. Например, если на завтра обещают жару свыше 30°, то заказывать "Газель" - не лучшее решение. Поскольку ее система охлаждения не рассчитана на такие режимы работы, водитель обычно вынужден включать "печку" на полную мощность, подвергая себя и пассажиров опасности теплового удара. Не говоря уже о том, что поездка может несколько раз прерываться вынужденными остановками. Лучше взять в аренду "уазик" или ГАЗ-3307, чьи системы охлаждения - с хорошим запасом. Зимой - другие проблемы. Пока мороз несильный, "Газель" лучше УАЗа - в ней теплей. Но если прогноз на завтра минус 25° и ниже, то заказывать "Газель", если она стоит на улице, не стоит: водитель просто не сможет быстро пустить мотор. Для УАЗа такой срыв менее вероятен. Пролив через рубашку блока горячую воду и предварительно провернув коленвал несколько раз пусковой рукояткой, можно "завестись" и при -30°С. (На "Газели" применение воды и пусковой рукоятки исключено, а стартер, в отличие от уазовского, низкооборотный.)
И в заключение о главном - о человеке, то есть водителе грузовика, которую вы арендуете. Есть три группы водителей коммерческих грузовиков. Первая - водители автопредприятий, предлагающих транспортные услуги. Это низшая каста - парии шоферского мира и, как ни парадоксально, наиболее квалифицированные представители своей профессии. Из тех денег, которые вы перечислите за аренду машины (или внесете в кассу автобазы), до водителя дойдет лишь мизерная часть, и то месяца через три.
Вторая группа - "халтурщики", использующие служебный грузовик не только для нужд родного предприятия, но и работая "на себя". Как правило, они обслуживают только тех клиентов, у которых необходимость в транспорте возникает спонтанно, вынуждая выбегать на дорогу и голосовать. "Халтурщики", в свою очередь, бывают "ворующие" и "вольные". Ездить с первыми, которые без ведома начальства отрываются по своим делам, хуже всего. Они вечно спешат, дергаются, объезжают за три квартала посты ГАИ и т. д. "Халтурщик вольный" - это тот, чей мудрый начальник, понимая, что не может платить водителю нормальные деньги, "разнуздывает" его, отпуская "на подножный корм". У "вольного", как правило, и в путевке написано: "Машина находится в распоряжении водителя", и времени гораздо больше.
И третья, высшая группа - частные извозчики на собственных грузовиках. У большинства из них - лицензии, ухоженные машины. Такой водитель полностью распоряжается своим временем, и предприниматель, довольный обслуживанием, обычно стремится заполучить его на постоянную работу на взаимовыгодных условиях: водитель делает солидную скидку со своего почасового тарифа, а наниматель обеспечивает стабильную работу четыре-шесть дней в неделю. А вот предлагая ему месячный оклад, вы рискуете его отпугнуть - вряд ли человек, уже глотнувший свободы, захочет "пахать" целый месяц, гадая, заплатят или нет. Поэтому выбор у вас невелик: либо оплата по факту каждый вечер, либо ваш удел - каждый день новый, угрюмый "водила" с автобазы, с тенью укоризны и классовой неприязни в глазах. В общем, не бойтесь сегодня переплатить человеку за работу, возможно, уже завтра он вернет вам ваши деньги как покупатель.
"
["~DETAIL_TEXT"]=>
string(20552) "
Выбор грузовика в аренду. Рекомендации по аренде грузового автомобиля.
Торговля и транспорт - они неразрывно связаны друг с другом. Ниже мы привели рекомендации начинающим бизнесменам по транспортному обеспечению торговли. Допустим, вы начали свое дело, арендовав торговую точку. Поначалу транспорт для вас - дело десятое. Но вот вы немножко раскрутились, и дело пошло веселей. Возросшие объемы продаж потребовали более интенсивного снабжения. Каким путем пойти? Купить и содержать грузовой автомобиль не каждый решится, особенно когда дело только наладилось. Остается одно - аренда грузового автомобиля с водителем.
Расценки на услуги заказа и аренды транспорта сильно зависят от региона - там, где уровень жизни выше и товар раскупается хорошо, они высоки, и наоборот, где объемы продаж невелики, а работа дефицитная, грузовые перевозки обходятся гораздо дешевле. Какой грузовой автомобиль арендовать? Марку, модель, тип кузова вы можете выбрать сами, купив газету объявлений. Первой ступенькой перевозки грузов после легковых автомобилей будет "каблучок" - ИЖ-2715. Тот, кто до этого грузил упаковки товара в личную "четверку" или "сорок первый", сразу почувствует основное преимущество грузовика, пусть и сделанного на легковой базе, - возможность принимать, подавать и укладывать груз, стоя в машине. Арендовать "каблучок" целесообразно при небольших объемах грузовых перевозок (до 400 кг груза за один рейс) и когда маневренность при подаче на погрузку или разгрузку имеет решающее значение.
В иных случаях разумнее заказать грузовой автомобиль покрупнее - почасовой тариф почти такой же. Микроавтобус РАФ (0,9 т) удобен тем, что юридически не относится к грузовикам и может свободно ездить там, где их движение запрещено. Правда, в некоторых областях ГИБДД в порядке местной инициативы запрещает перевозку грузов на "рафиках" и даже устанавливает предельно допустимый габарит перевозимых вещей.
"Уазик" (0,8 т) - пока самый массовый у нас малотоннажный грузовик, хорошо переносит перегрузку, но, если не брать в расчет проходимость, во многом уступает грузовым одноклассникам ("Газели", иномаркам), поэтому интенсивно ими вытесняется.
В "Газели" (1,5 т) по сравнению с УАЗом тихо, мягко, тепло и удобно. Кроме того, по ряду конструктивных причин (компоновка кабины, ширина колеи, колеса, тормоза) ездить на ней гораздо безопасней. Звание "коммерческого грузовика № 1 в России" и соответствующая ему популярность "Газели" среди предпринимателей способствуют удержанию самых высоких расценок на ее аренду в данном классе грузовиков. Если на автомобиль установлен запирающийся кузов-фургон, аренда Газели обойдется еще дороже, что не всегда оправданно. (И закрытый на замок кузов тоже нельзя оставлять без присмотра, если в нем дорогой товар.)
Иномарка, например, распространенный у нас "Форд-Транзит" или "Фольксваген-Транспортер", вам наверняка понравится, тем более что стоимость ее аренды может оказаться даже ниже, чем "Газели". (Цену определяет спрос - мало кто будет заказывать грузовой "Форд", а что такое "Газель", знают все.) Более крупную технику (ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ) начинающие коммерсанты нередко обходят своим вниманием, полагая, что с их объемами грузовых перевозок ее использовать невыгодно. И напрасно - ведь аренда ЗИЛ-4314 обойдется не дороже, чем аренда "Газели", а аренда ГАЗ-3307 - даже дешевле. Важное преимущество больших грузовиков - стандартная погрузочная высота. И вот почему.
Большинство фирм оптовой торговли арендуют склады, терминалы, построенные задолго до появления развозных грузовиков типа "Газели" с ее погрузочной высотой 1000 мм. Высота погрузочных эстакад на таких объектах - обычно в пределах 1350-1450 мм, то есть рассчитана на крупно- и среднетоннажные грузовики. Поэтому, если вы берете товар именно с такого склада, имеет смысл заказать в аренду ГАЗ (4 т) или ЗИЛ (6 т), даже если вам надо вывезти всего тонну-полторы груза.
Дело в том, что в оптовой торговле товарной единицей служит так называемая палета - штабель коробок, стянутый пластиковой лентой и стоящий на стандартном европоддоне. Палету легко и быстро перемещают по территории склада с помощью авто- и электрокаров (или просто гидротележек), которые заезжают прямо в грузовой автомобиль по листу металла, уложенному на стык кузова и эстакады. Загрузить две палеты по 700-1000 кг в большой грузовик - дело двух минут. Чтобы этот же товар погрузить в арендованную "Газель", приходится ставить палеты на край эстакады, разрезать ленту и вручную укладывать коробки в кузов.
"Каблучок" или "рафик" здесь загружать еще труднее - приходится каждую коробку ставить на край эстакады, а затем снимать вниз и носить в машину. Еще один нюанс. Если ваше предприятие имеет несколько торговых точек или вы занимаетесь торговлей с доставкой, решающим параметром при выборе аренды грузового автомобиля для вас может оказаться площадь ее кузова. Товар нескольких наименований, зачастую в совершенно одинаковых коробках, должен быть так распределен по всей поверхности кузова, чтобы, разгружаясь в каждой точке, можно было, идя по кузову, быстро набирать нужный ассортимент. Поэтому приходится заказывать "Газель" вместо "каблука", нагружая в нее килограммов триста, или арендовать ГАЗ-3307 вместо "Газели", когда надо везти тонну.
Перечисленные рекомендации по выбору грузового автомобиля в аренду придется несколько скорректировать, если условия перевозки усложняются (распутица в межсезонье, сильный мороз или, наоборот, жара). Например, застрявший грузовик бесполезно пытаться вытолкнуть вручную - заменить мощный тягач может разве что взвод солдат. Высокое расположение центра тяжести фургона нередко способствует внезапной разгрузке одного из ведущих колес (например, при попадании другого колеса в яму на скользкой дороге) и его пробуксовке. Жесткие "грузовые" шины с давлением 4-7 атмосфер и крупными гладкими шашками протектора беспомощны на обледенелой дороге, особенно с поперечным уклоном, - машина просто сползает в кювет там, где легковушки проходят без всяких затруднений. Наконец, вы вряд ли решитесь оставить на ночь в чистом поле застрявший грузовик, в котором товару на десятки миллионов рублей, даже если бензин на исходе, а мороз крепчает...
Вот почему, арендуя грузовик, сразу предупредите водителя о предстоящих трудных участках дорог. В противном случае возможны конфликтные ситуации, когда, например, водитель взятой в аренду "Газели" наотрез откажется съезжать с асфальта, даже если до места разгрузки осталась сотня-другая метров. И будет прав, поскольку эта машина абсолютно не способна двигаться по мягкому грунту и застревает буквально на ровном месте, где свободно проходят "Жигули". Избежать приключений можно, заказав в аренду полноприводный грузовик.
Такие машины обычно не используют для коммерческих грузовых перевозок, разве что в областях, где дороги, как правило, без покрытия. Прожорливые и сложные в ремонте, они - редкость на предприятиях, где считают свои деньги. Другое дело - частные извозчики на списанных армейских машинах. Коммерсанты не особенно балуют их заказами (ведь ездит такая техника медленно, а в кабине шумно и тряско), поэтому аренда, например, наиболее массового из полноприводных грузовиков - ГАЗ-66 обойдется дешевле, чем аренда "Газели", несмотря на то, что расход топлива у него вдвое больше. Водителю все равно выгодно - сама машина была куплена так дешево, что окупила себя уже за первые два месяца работы. Если грузоподъемности ГАЗ-66 (2 т) вам маловато, то можно арендовать грузовик покрупнее: ЗИЛ-131 (3,75 т); "Урал-4320" (5 т); КамАЗ-43101 (6 т); КрАЗ-260 (9,5 т) (приведена грузоподъемность при движении по грунту). Обратите внимание - в перечне отсутствуют модификации "Газели" с колесной формулой 4х4, распространенная у нас чешская "Татра" (6х6) и вездесущие УАЗы. Несмотря на полный привод, эти машины ненамного превосходят по проходимости свои заднеприводные аналоги, отличаясь от них только уверенной ездой по обледенелым, заснеженным дорогам, плотному песку и слегка размытой поверхности грунтовых дорог.
Выбирая модель грузовика, надо учитывать, что не любой из них выдерживает жесткие погодные условия. Например, если на завтра обещают жару свыше 30°, то заказывать "Газель" - не лучшее решение. Поскольку ее система охлаждения не рассчитана на такие режимы работы, водитель обычно вынужден включать "печку" на полную мощность, подвергая себя и пассажиров опасности теплового удара. Не говоря уже о том, что поездка может несколько раз прерываться вынужденными остановками. Лучше взять в аренду "уазик" или ГАЗ-3307, чьи системы охлаждения - с хорошим запасом. Зимой - другие проблемы. Пока мороз несильный, "Газель" лучше УАЗа - в ней теплей. Но если прогноз на завтра минус 25° и ниже, то заказывать "Газель", если она стоит на улице, не стоит: водитель просто не сможет быстро пустить мотор. Для УАЗа такой срыв менее вероятен. Пролив через рубашку блока горячую воду и предварительно провернув коленвал несколько раз пусковой рукояткой, можно "завестись" и при -30°С. (На "Газели" применение воды и пусковой рукоятки исключено, а стартер, в отличие от уазовского, низкооборотный.)
И в заключение о главном - о человеке, то есть водителе грузовика, которую вы арендуете. Есть три группы водителей коммерческих грузовиков. Первая - водители автопредприятий, предлагающих транспортные услуги. Это низшая каста - парии шоферского мира и, как ни парадоксально, наиболее квалифицированные представители своей профессии. Из тех денег, которые вы перечислите за аренду машины (или внесете в кассу автобазы), до водителя дойдет лишь мизерная часть, и то месяца через три.
Вторая группа - "халтурщики", использующие служебный грузовик не только для нужд родного предприятия, но и работая "на себя". Как правило, они обслуживают только тех клиентов, у которых необходимость в транспорте возникает спонтанно, вынуждая выбегать на дорогу и голосовать. "Халтурщики", в свою очередь, бывают "ворующие" и "вольные". Ездить с первыми, которые без ведома начальства отрываются по своим делам, хуже всего. Они вечно спешат, дергаются, объезжают за три квартала посты ГАИ и т. д. "Халтурщик вольный" - это тот, чей мудрый начальник, понимая, что не может платить водителю нормальные деньги, "разнуздывает" его, отпуская "на подножный корм". У "вольного", как правило, и в путевке написано: "Машина находится в распоряжении водителя", и времени гораздо больше.
И третья, высшая группа - частные извозчики на собственных грузовиках. У большинства из них - лицензии, ухоженные машины. Такой водитель полностью распоряжается своим временем, и предприниматель, довольный обслуживанием, обычно стремится заполучить его на постоянную работу на взаимовыгодных условиях: водитель делает солидную скидку со своего почасового тарифа, а наниматель обеспечивает стабильную работу четыре-шесть дней в неделю. А вот предлагая ему месячный оклад, вы рискуете его отпугнуть - вряд ли человек, уже глотнувший свободы, захочет "пахать" целый месяц, гадая, заплатят или нет. Поэтому выбор у вас невелик: либо оплата по факту каждый вечер, либо ваш удел - каждый день новый, угрюмый "водила" с автобазы, с тенью укоризны и классовой неприязни в глазах. В общем, не бойтесь сегодня переплатить человеку за работу, возможно, уже завтра он вернет вам ваши деньги как покупатель.
Выбор грузовика в аренду. Рекомендации по аренде грузового автомобиля.
Торговля и транспорт - они неразрывно связаны друг с другом. Ниже мы привели рекомендации начинающим бизнесменам по транспортному обеспечению торговли. Допустим, вы начали свое дело, арендовав торговую точку. Поначалу транспорт для вас - дело десятое. Но вот вы немножко раскрутились, и дело пошло веселей. Возросшие объемы продаж потребовали более интенсивного снабжения. Каким путем пойти? Купить и содержать грузовой автомобиль не каждый решится, особенно когда дело только наладилось. Остается одно - аренда грузового автомобиля с водителем.
Расценки на услуги заказа и аренды транспорта сильно зависят от региона - там, где уровень жизни выше и товар раскупается хорошо, они высоки, и наоборот, где объемы продаж невелики, а работа дефицитная, грузовые перевозки обходятся гораздо дешевле. Какой грузовой автомобиль арендовать? Марку, модель, тип кузова вы можете выбрать сами, купив газету объявлений. Первой ступенькой перевозки грузов после легковых автомобилей будет "каблучок" - ИЖ-2715. Тот, кто до этого грузил упаковки товара в личную "четверку" или "сорок первый", сразу почувствует основное преимущество грузовика, пусть и сделанного на легковой базе, - возможность принимать, подавать и укладывать груз, стоя в машине. Арендовать "каблучок" целесообразно при небольших объемах грузовых перевозок (до 400 кг груза за один рейс) и когда маневренность при подаче на погрузку или разгрузку имеет решающее значение.
В иных случаях разумнее заказать грузовой автомобиль покрупнее - почасовой тариф почти такой же. Микроавтобус РАФ (0,9 т) удобен тем, что юридически не относится к грузовикам и может свободно ездить там, где их движение запрещено. Правда, в некоторых областях ГИБДД в порядке местной инициативы запрещает перевозку грузов на "рафиках" и даже устанавливает предельно допустимый габарит перевозимых вещей.
"Уазик" (0,8 т) - пока самый массовый у нас малотоннажный грузовик, хорошо переносит перегрузку, но, если не брать в расчет проходимость, во многом уступает грузовым одноклассникам ("Газели", иномаркам), поэтому интенсивно ими вытесняется.
В "Газели" (1,5 т) по сравнению с УАЗом тихо, мягко, тепло и удобно. Кроме того, по ряду конструктивных причин (компоновка кабины, ширина колеи, колеса, тормоза) ездить на ней гораздо безопасней. Звание "коммерческого грузовика № 1 в России" и соответствующая ему популярность "Газели" среди предпринимателей способствуют удержанию самых высоких расценок на ее аренду в данном классе грузовиков. Если на автомобиль установлен запирающийся кузов-фургон, аренда Газели обойдется еще дороже, что не всегда оправданно. (И закрытый на замок кузов тоже нельзя оставлять без присмотра, если в нем дорогой товар.)
Иномарка, например, распространенный у нас "Форд-Транзит" или "Фольксваген-Транспортер", вам наверняка понравится, тем более что стоимость ее аренды может оказаться даже ниже, чем "Газели". (Цену определяет спрос - мало кто будет заказывать грузовой "Форд", а что такое "Газель", знают все.) Более крупную технику (ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ) начинающие коммерсанты нередко обходят своим вниманием, полагая, что с их объемами грузовых перевозок ее использовать невыгодно. И напрасно - ведь аренда ЗИЛ-4314 обойдется не дороже, чем аренда "Газели", а аренда ГАЗ-3307 - даже дешевле. Важное преимущество больших грузовиков - стандартная погрузочная высота. И вот почему.
Большинство фирм оптовой торговли арендуют склады, терминалы, построенные задолго до появления развозных грузовиков типа "Газели" с ее погрузочной высотой 1000 мм. Высота погрузочных эстакад на таких объектах - обычно в пределах 1350-1450 мм, то есть рассчитана на крупно- и среднетоннажные грузовики. Поэтому, если вы берете товар именно с такого склада, имеет смысл заказать в аренду ГАЗ (4 т) или ЗИЛ (6 т), даже если вам надо вывезти всего тонну-полторы груза.
Дело в том, что в оптовой торговле товарной единицей служит так называемая палета - штабель коробок, стянутый пластиковой лентой и стоящий на стандартном европоддоне. Палету легко и быстро перемещают по территории склада с помощью авто- и электрокаров (или просто гидротележек), которые заезжают прямо в грузовой автомобиль по листу металла, уложенному на стык кузова и эстакады. Загрузить две палеты по 700-1000 кг в большой грузовик - дело двух минут. Чтобы этот же товар погрузить в арендованную "Газель", приходится ставить палеты на край эстакады, разрезать ленту и вручную укладывать коробки в кузов.
"Каблучок" или "рафик" здесь загружать еще труднее - приходится каждую коробку ставить на край эстакады, а затем снимать вниз и носить в машину. Еще один нюанс. Если ваше предприятие имеет несколько торговых точек или вы занимаетесь торговлей с доставкой, решающим параметром при выборе аренды грузового автомобиля для вас может оказаться площадь ее кузова. Товар нескольких наименований, зачастую в совершенно одинаковых коробках, должен быть так распределен по всей поверхности кузова, чтобы, разгружаясь в каждой точке, можно было, идя по кузову, быстро набирать нужный ассортимент. Поэтому приходится заказывать "Газель" вместо "каблука", нагружая в нее килограммов триста, или арендовать ГАЗ-3307 вместо "Газели", когда надо везти тонну.
Перечисленные рекомендации по выбору грузового автомобиля в аренду придется несколько скорректировать, если условия перевозки усложняются (распутица в межсезонье, сильный мороз или, наоборот, жара). Например, застрявший грузовик бесполезно пытаться вытолкнуть вручную - заменить мощный тягач может разве что взвод солдат. Высокое расположение центра тяжести фургона нередко способствует внезапной разгрузке одного из ведущих колес (например, при попадании другого колеса в яму на скользкой дороге) и его пробуксовке. Жесткие "грузовые" шины с давлением 4-7 атмосфер и крупными гладкими шашками протектора беспомощны на обледенелой дороге, особенно с поперечным уклоном, - машина просто сползает в кювет там, где легковушки проходят без всяких затруднений. Наконец, вы вряд ли решитесь оставить на ночь в чистом поле застрявший грузовик, в котором товару на десятки миллионов рублей, даже если бензин на исходе, а мороз крепчает...
Вот почему, арендуя грузовик, сразу предупредите водителя о предстоящих трудных участках дорог. В противном случае возможны конфликтные ситуации, когда, например, водитель взятой в аренду "Газели" наотрез откажется съезжать с асфальта, даже если до места разгрузки осталась сотня-другая метров. И будет прав, поскольку эта машина абсолютно не способна двигаться по мягкому грунту и застревает буквально на ровном месте, где свободно проходят "Жигули". Избежать приключений можно, заказав в аренду полноприводный грузовик.
Такие машины обычно не используют для коммерческих грузовых перевозок, разве что в областях, где дороги, как правило, без покрытия. Прожорливые и сложные в ремонте, они - редкость на предприятиях, где считают свои деньги. Другое дело - частные извозчики на списанных армейских машинах. Коммерсанты не особенно балуют их заказами (ведь ездит такая техника медленно, а в кабине шумно и тряско), поэтому аренда, например, наиболее массового из полноприводных грузовиков - ГАЗ-66 обойдется дешевле, чем аренда "Газели", несмотря на то, что расход топлива у него вдвое больше. Водителю все равно выгодно - сама машина была куплена так дешево, что окупила себя уже за первые два месяца работы. Если грузоподъемности ГАЗ-66 (2 т) вам маловато, то можно арендовать грузовик покрупнее: ЗИЛ-131 (3,75 т); "Урал-4320" (5 т); КамАЗ-43101 (6 т); КрАЗ-260 (9,5 т) (приведена грузоподъемность при движении по грунту). Обратите внимание - в перечне отсутствуют модификации "Газели" с колесной формулой 4х4, распространенная у нас чешская "Татра" (6х6) и вездесущие УАЗы. Несмотря на полный привод, эти машины ненамного превосходят по проходимости свои заднеприводные аналоги, отличаясь от них только уверенной ездой по обледенелым, заснеженным дорогам, плотному песку и слегка размытой поверхности грунтовых дорог.
Выбирая модель грузовика, надо учитывать, что не любой из них выдерживает жесткие погодные условия. Например, если на завтра обещают жару свыше 30°, то заказывать "Газель" - не лучшее решение. Поскольку ее система охлаждения не рассчитана на такие режимы работы, водитель обычно вынужден включать "печку" на полную мощность, подвергая себя и пассажиров опасности теплового удара. Не говоря уже о том, что поездка может несколько раз прерываться вынужденными остановками. Лучше взять в аренду "уазик" или ГАЗ-3307, чьи системы охлаждения - с хорошим запасом. Зимой - другие проблемы. Пока мороз несильный, "Газель" лучше УАЗа - в ней теплей. Но если прогноз на завтра минус 25° и ниже, то заказывать "Газель", если она стоит на улице, не стоит: водитель просто не сможет быстро пустить мотор. Для УАЗа такой срыв менее вероятен. Пролив через рубашку блока горячую воду и предварительно провернув коленвал несколько раз пусковой рукояткой, можно "завестись" и при -30°С. (На "Газели" применение воды и пусковой рукоятки исключено, а стартер, в отличие от уазовского, низкооборотный.)
И в заключение о главном - о человеке, то есть водителе грузовика, которую вы арендуете. Есть три группы водителей коммерческих грузовиков. Первая - водители автопредприятий, предлагающих транспортные услуги. Это низшая каста - парии шоферского мира и, как ни парадоксально, наиболее квалифицированные представители своей профессии. Из тех денег, которые вы перечислите за аренду машины (или внесете в кассу автобазы), до водителя дойдет лишь мизерная часть, и то месяца через три.
Вторая группа - "халтурщики", использующие служебный грузовик не только для нужд родного предприятия, но и работая "на себя". Как правило, они обслуживают только тех клиентов, у которых необходимость в транспорте возникает спонтанно, вынуждая выбегать на дорогу и голосовать. "Халтурщики", в свою очередь, бывают "ворующие" и "вольные". Ездить с первыми, которые без ведома начальства отрываются по своим делам, хуже всего. Они вечно спешат, дергаются, объезжают за три квартала посты ГАИ и т. д. "Халтурщик вольный" - это тот, чей мудрый начальник, понимая, что не может платить водителю нормальные деньги, "разнуздывает" его, отпуская "на подножный корм". У "вольного", как правило, и в путевке написано: "Машина находится в распоряжении водителя", и времени гораздо больше.
И третья, высшая группа - частные извозчики на собственных грузовиках. У большинства из них - лицензии, ухоженные машины. Такой водитель полностью распоряжается своим временем, и предприниматель, довольный обслуживанием, обычно стремится заполучить его на постоянную работу на взаимовыгодных условиях: водитель делает солидную скидку со своего почасового тарифа, а наниматель обеспечивает стабильную работу четыре-шесть дней в неделю. А вот предлагая ему месячный оклад, вы рискуете его отпугнуть - вряд ли человек, уже глотнувший свободы, захочет "пахать" целый месяц, гадая, заплатят или нет. Поэтому выбор у вас невелик: либо оплата по факту каждый вечер, либо ваш удел - каждый день новый, угрюмый "водила" с автобазы, с тенью укоризны и классовой неприязни в глазах. В общем, не бойтесь сегодня переплатить человеку за работу, возможно, уже завтра он вернет вам ваши деньги как покупатель.