Выхлопные газы, производимые бензиновыми двигателями – основной источник загрязнения крупных городов. Для борьбы с ними Европейский комитет по защите природы вводит и регулярно обновляет экологические стандарты по выбросам. Самым строгим и ключевым в регулировании выхлопных газов является стандарт EEV. Россия в данном вопросе не стала исключением – с 1 января 2016 года действует экологический стандарт «Евро-5», обязательный для всех грузовых и легковых автомобилей.
В связи с этим за последние годы активно создаются и совершенствуются альтернативные источники энергии. С начала 21 века в развитых странах мира разрабатывается и внедряется экологически чистый общественный транспорт.
Во многих крупных городах автобусы – наиболее практичное и доступное средство передвижения. Однако выделяя выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания, они ухудшают здоровье человека и состояние окружающей среды. Поэтому в городах, помимо метро, трамваев и троллейбусов, активно вводятся в эксплуатацию экологически чистые автобусы.
Как работают эко-автобусы
Альтернатива классическим двигателям внутреннего сгорания представлена двумя вариантами:
- электрический двигатель;
- газовое оборудование на сниженном или сжатом газе.
Автобусы, оснащенные электрическим двигателем, позволяют существенно экономить на техническом обслуживании и замене изношенных деталей: тормозных колодках и расходных материалах. В электродвижках гораздо меньше подвижных и изнашиваемых частей, так как конструкция устроена проще. Единственная деталь, вызывающая опасения в плане надежности – аккумулятор. Со временем он теряет часть изначальной емкости, особенно при ненадлежащем уходе. Срок эксплуатации батареи без снижения эффективности в электроавтобусах составляет от 6 до 10 лет.

Автобусы с газовым двигателем также значительно улучшают экологическую обстановку, минимизируя вред от выхлопов. Наиболее оптимальным топливом для общественного транспорта является метан. Он безопасен, нетоксичен, не имеет запаха и отличается низкой стоимостью. Единственный существенный недостаток автобусов на газу – необходимость установки габаритных баллонов. Однако современные модели общественного транспорта разрабатываются с учетом технических и эксплуатационных особенностей.
Российские эко-автобусы
Выбирая между электрическими и газовыми двигателями, российское производство экологических автобусов решило остановиться на последних. В России действует около 30 автопарков с общественным транспортом на природном газе. Частные компании-перевозчики также начали вводить в эксплуатацию эко-автобусы, помогая развитию данного класса транспортных средств.
Устойчивый рост и спрос на экологически чистые автобусы образовался после запуска федеральной программы перевода муниципального транспорта на газовые двигатели. Были выделены существенные средства на приобретение и выпуск эко-автобусов, а также на расширение сети газозаправочных АЗС. В период с 2015 по 2020 год российские производители разработали и выпустили экологически чистый общественный транспорт группы:
- ГАЗ;
- НЕФАЗ;
- VOLGABUS.
Внедрение эко-автобусов в Москве
В целях улучшения экологической обстановки ГУП «Мосгортранс», в связи с распоряжением Правительства Москвы, активно переводит городские автобусы с двигателями внутреннего сгорания на газовое оборудование. Использование эко-автобусов на природном газе в Москве выявило несколько существенных преимуществ перед дизельными аналогами:
- меньшие расходы на топливо;
- быстрый и легкий запуск двигателя зимой;
- отсутствие необходимости постоянного прогрева в морозы.
Помимо этого, экологичные автобусы на газу практически не выделяют угарный газ и несгоревшие углеводороды. В отработанном топливе полностью отсутствует сажа, присущая двигателям внутреннего сгорания. Таким образом существенно снижается общая токсичность выделяемых газов, например, окиси углерода – в 3-4 раза.
Современные экологически чистые автобусы Москвы, введенные в эксплуатацию ГУП «Мосгортранс», соответствуют установленному классу Евро-4 и Евро-5. Они издают значительно меньше шума, безопасны и обходятся дешевле дизельных аналогов. В период с 2021 по 2025 год Правительство Москвы планирует приобрести более 2350 моделей как газовых, так и электроавтобусов. Новый общественный транспорт также будет оборудован тремя дверями, одна из которых оснащена выдвижной платформой с электроприводом для инвалидной коляски. Пассажирам доступно не менее 30 мест для сидения, без учета откидных. Салон общественного транспорта будет оборудован 12 видеокамерами: переднего, заднего вида и на посадочных площадках.